Добро пожаловать на страницу
заведующего Частным дошкольным образовательным учреждением «Солнышко» г.Дербент
С вами работает Заведующая ЧДОУ " Солнышко"
Светлана Санверовна
Уважаемые посетители сайта!
На нашем сайте вы сможете получить информацию об организации целенаправленного процесса развития частного дошкольного учреждения в соответствии с его статусом, об организации воспитательно- образовательного процесса, о результатах деятельности учреждения, об инновациях в воспитании и образовании.
Важными направлениями деятельности руководителя ДОУ являются:
· анализ кадрового потенциала и потребностей в персонале;
· отслеживание профессиональной и социально-психологической адаптации работников;
· планирование и контроль деловой карьеры сотрудников;
· стимулирование деятельности педагогов (управление трудовой мотивацией);
· обеспечение условий для развития коллектива, его сплочённости, организованности;
· анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, социально-психологического климата в коллективе, совершенствование организационной культуры;
· управление конфликтами, предупреждение их возникновения.
Мы надеемся, что материалы, представленные на нашем сайте, будут Вам полезны.
Думаю что здесь на сайте, Вы найдете необходимую для Вас информацию, особенно те родители, чьи дети впервые идут в детский сад. Вместе мы сможем обсудить интересующие Вас темы, Вы сможете задать вопросы и получить на них ответы
Вы сможете оставлять свои сообщения на нашей почте solnishko.detsadder@mail.ru
Наш Сайт адресован в первую очередь заботливым , внимательным, активным , неравнодушным родителям, заинтересованным в развитии своих детей!
01.01.2017
С.С.Алимурадова
Заведующая ЧДОУ «Детский сад «Солнышко»
г. Дербент
Е-mail: solnishko.detsadder@mail.ru
Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении
в рамках ФГОС
Аннотация:автор статьи раскрывает роль детского сада в создании оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на этнокультурных ценностях родного края.
Ключевые слова:этноэтикет,национальная концепция, ФГОС ДО ( федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования),народная педагогика
“Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний”.
Д.С. Лихачев.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Под этнокультурым компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины, толерантного к народам и мировой цивилизации.
Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками. На протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определены основополагающие принципы национального образования, одним из которых является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре , обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Важнейшим условием формирования самосознания личности является усвоение им родной национальной культуры, ее материальных и духовно-нравственных ценностей.
В теории педагогики известны значительные исследования ( Б.Ш. Алиева, В.И. Баймурзина, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, А.М. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, З.Я.Якубов и др.), где рассматриваются различные аспекты воспитания личности средствами национальной культуры . В области духовной культуры особый интерес представляет деятельность в сфере нравственности. Мы связываем нравственность с понятием этноэтикет -совокупностью норм общения, вырастающих на данной национальной основе. Этноэтикет, характеризуя специфику общения, направлен на стабилизацию человеческихвзаимоотношений. Являясь важным элементом народной педагогики, этноэтикет черпает в ней свое содержание.
В Республике Дагестан имеются исследования ( М.А.Ахмедов, Ш.А. Мирзоев, А.М.Изиева , Х.А.Тагирова, Т.Г.Саидов и др.) , в которых реализуется национальная концепция социальной ориентации подрастающего поколения к жизни и труду, направленной на формирование у обучающихся: знаний о традиционных нормах поведения; представлений об этнических нормах поведения и общения в процессе, взаимоотношениях поколений и досуга; нормативной системы этикета.
Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Поэтому, одним из важнейших направлений работы дошкольного учреждения в целом, и каждого педагогического работника в отдельности, является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения дошкольников к духовным ценностям своего народа.
Работая по данному направлению, мы рассмотрели несколько путей введения этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения:
- Включение этнокультурного компонента в инвариативное содержание путем “диффузии” и равномерного распределения по образовательным областям;
· введение в образовательный процесс на интегрированных занятиях;
· введение этнокультурной составляющей в программы дошкольного образовательного учреждения при организации дополнительного образования.
При организации образовательного процесса воспитателями осуществляется ценностная ориентация на одну из девяти общечеловеческих ценностей. Вся работа построена на народном календаре и народных сказках, так как фольклор может стать не только предметом изучения, но и частью детской жизни, делая её богаче, интереснее, красочнее и одухотворённее.
Цель работы – изучить и раскрыть особенности воспитания детей в ЧДОУ на традициях этноэтикета в условиях ФГОС ДО.
Задачи по пяти образовательным областям:
Образовательная область«Социально – коммуникативная развитие»:
- развитие на усвоение норм моральных и нравственных ценностей.
Образовательная область«Познавательная развитие»:
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область«Речевое развитие»:
- знакомство с различными жанрами детской литературы.
Образовательная область«Художественно – эстетическое развитие»:
- формирование элементарных представлений о видах искусства:
восприятие музыки, фольклора.
Образовательная область«Физическое развитие»:
- овладение подвижными играми разных наций с правилами.
Этноэтикет – нравственный эталон внутрисемейных, межпоколенных, межродственных отношений; средство сближения между народами. Простые, но важные нормы, без соблюдения которых не может существовать народ как этнос, без которых невозможен контакт и взаимодействия между представителями разных культур, составляют основу общечеловеческой морали в культуре поведения. Ориентация на традиционный народный этикет обеспечивает единство в системе нравственных отношений к миру, обществу, к людям, самим себе, обеспечивает социализацию и развитие личности, воспитание у нее культуры поведения, основанной на такте, вежливости, доброжелательности, внимательности и чувстве собственного достоинства.
Так как учёт этнокультурной ситуации развития ребенка в федеральном государственном образовательном стандарте утверждён как один из основных принципов в дошкольном образовании, мы соблюдаем психолого-педагогические принципы обучения и воспитания, связанные с этнокультурным развитием: это:
· Принцип природосообразности
· Принцип доступности
· Принцип ориентации
· Принцип формирования целостной картины мира
· Принцип интеграции
Соблюдение указанных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в сочетании с такими принципами, как научность, системность, последовательность, прочность, связь обучения с жизнью, воспитывающая направленность воспитания и обучения, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности.
В настоящее время дошкольникам предлагается обширный выбор различных программ воспитания и обучения детей.
В работе по вопросу приобщения детей к истокам народной культуры наш детский сад опирается на:
· базисную программу развития и воспитания детей в детском саду « От рождения до школы» (Н.Е.Веракса),
· программу “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.П.Князева, М.Д.Маханева),
· модифицированные учебные программы дополнительного образования, разработанные воспитателями нашего детского сада: “Я и мир вокруг”, “Истоки”;
· региональные программы: «Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан» ( М.И Шурпаева, М.М.Байрамбеков); программа-руководство «Отчий дом» ,парциальные программы: «Салам алейкум» (С.К.Амирова), «От истоков прекрасного - к творчеству», « К сердцу и разуму через родные напевы» ,«Мир вокруг нас», «Дети гор».
Для успешной работы воспитателя в условиях этнокультурного компонента необходимо создание системы работы по приобщению детей к истокам русской и дагестанской народной культуры.
Опыт работы педагогов по реализации этнокультурного компонента указывает на необходимость включения в воспитательную систему четырех основных блока: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-диагностический.
Выстраивание воспитательно-образовательного процесса педагоги ДОУ осуществляют по следующим направлениям:
· организация предметно-пространственной этнокультурной среды
· введение современных образовательных технологий, методов, форм, средств реализации
· совершенствование этнопедагогической компетентности педагогов
· организация системы взаимодействия детского сада и семьи
Основная технология, используемая воспитателями в работе по вхождению дошкольников в культуру народов России и мира - это технология интегрированного обучения, а также:
· Игровые технологии
· Коллективные творческие дела
· ТРИЗ.
Наиболее эффективные методы, которые эффективно применяют воспитатели в процессе работы по реализации этнокультурного компонента, это:
· Кросскультурный (сравнительно-исторический) метод
· Метод контраста
· Метод моделирования и реконструкции
· Метод проектов
· Метод воспитывающих ситуаций.
Для реализации перечисленных выше направлений используются разнообразные средства:
· устное народное творчество;
·
Просмотров всего: ,
сегодня: